Моды для World of Tanks

"ЭВОЛЮЦИЯ ТАНКОВ" С ДМИТРИЕМ ПУЧКОВЫМ WORLD OF TANKS 9.18 10.0

рейтинг0/0




.

Приспосабливайся или исчезни — таков один из базовых принципов эволюции. Он справедлив не только для динозавров и мамонтов, но и для техники. Танки — не исключение. Первые французские и немецкие танки вымерли, можно сказать, сразу, не оставив потомства. Их сгубил врожденный дефект ходовой части. Они не могли уверенно двигаться по изрытому воронками полю боя. Про преодоление рвов речь вообще не шла. А вот английские ромбовидные танки дали устойчивую линию. Первые из них в конце 1915 года сконструировали инженеры Уильям Триттон и Уолтер Вильсон. Причиной успеха стал их странный внешний вид. Марк 1 и его потомки были сделаны в форме параллелограмма с гусеницами не просто так, не по принципу «Я художник, я так вижу». Конструкторы придали им такую форму для повышения проходимости. Гусеница «ромба», скошенная спереди, улучшала сцепление с грунтом, помогала преодолевать широкие траншеи и выбираться из глубоких воронок. При этом в конструкции «ромбов» было сразу несколько серьёзных изъянов. Их гусеницы были большими и полностью открытыми, а значит — очень уязвимыми для попаданий. Ромбы были до невозможности тряскими из-за того, что их катки были закреплены прямо на корпусе без рессор. Двигатель располагался прямо внутри боевого отделения, так что жарко там было, как в бане. Через 10 минут после запуска мотора — +40 градусов, и даже зимой в танке никогда не было прохладнее 30-ти. Добавьте сюда выхлопные и пороховые газы и представьте, каково экипажу было работать в таких условиях. Неудивительно, что род английских ромбовидных танков вскоре пресёкся. Они побарахтались примерно до 1918 года, когда англичане и американцы совместно разработали тяжёлый танк «Марк VIII Либерти». В Первой мировой эта машина принять участие не успела, а до Второй не дожила: последние «Марк VIII» были сняты с вооружения около 1932 года. Впрочем, несколько «Марк V» повоевали в 1941 году в Прибалтике. А возможно, и в Берлине в 45-м. Большие, мощно вооружённые сухопутные линкоры не выдержали конкуренции с более совершенным механизмом. Новый виток эволюции запустили французы, когда в 1917 году создали его. Рено ФТ-17 полностью изменил представление о том, как надо строить танки. В нём впервые реализована классическая схема компоновки. Гусеницы по бокам корпуса, изолированный моторный отсек и вращающаяся башня. В деле конструирования танков это примерно то же, что в мире животных сочетание четырёх конечностей, туловища и головы. После Первой мировой войны танки зарекомендовали себя грозным оружием. Но продолжали страдать детскими болезнями. Например, ездили очень медленно. На поле боя это не ощущалось —там и 10 км/ч для сопровождения пехоты хватает за глаза. А вот если надо было куда-то быстро переехать, начинались проблемы. Плюс, гусеничные ленты в то время были отвратительного качества. Не нашли ещё мастера нужный сплав. идеале, лёгкие танки следовало перевозить на грузовиках, но автомобили такой грузоподъёмности тогда были дорогим удовольствием. Как решение всех проблем появился класс колёсно-гусеничных танков. Зародились они в США, а отцом их был талантливый инженер Уолтер Кристи. Он предложил комбинированный движитель, позволявший сэкономить ресурс гусениц. Его танки передвигались не только на гусеничном, но и на колёсном ходу не требовали много времени для переключения с одного на другое и обратно. С 1919 до 1937 года Кристи создал несколько опытных машин, но в Америке ни одна из них так и не прижилась. Также опыты с колёсно-гусеничной схемой велись в целом ряде стран — Польше, Англии, Чехословакии, даже в Новой Зеландии. У шведов был интересный взгляд на проблему. Их L-30 имел весьма оригинальную ходовую часть. Но ни в одном из перечисленных государств дело не зашло далее опытных образцов. А вот в Советском Союзе колёсно-гусеничным танкам выпал счастливый билет. Эта схема позволяла быстро и относительно дёшево перебрасывать танковые подразделения на внушительные расстояния своим ходом. Поэтому на основе прототипов Кристи здесь было создано целое семейство танков БТ. Они строились крупными сериями и принимали активное участие в боевых действиях. Не менее полезными качествами БТ были скорость и манёвренность. К примеру, БТ-7 по документам мог развивать скорость по шоссе до 70 км/ч. На гусеницах он разгонялся не так сильно — примерно до 50 км/ч. Впрочем, ни в бою, ни на марше крупных подразделений такие скорости не использовались. Почему же от колёсно-гусеничного хода в конечном счёте отказались? Во-первых, потому что появились новые методы закалки стали, и живучесть траков гусениц увеличилась в разы. Во-вторых, появилось много противотанковой артиллерии. Танкам потребовалось резко нарастить броню. А силовая передача у колёсно-гусеничного движителя сложная, дорогая и много весит. На его базе трудно построить танк с противоснарядным бронированием. Поэтому к концу 30-х годов время стремительных лёгких машин закончилось. Колёсно-гусеничные танки исчезли навсегда. Приблизительно в это время дожили своё и последние танкетки. Этот класс бронетехники был очень популярен, но недолго. Появление новых видов оружия в Первой мировой войне заставило военных теоретиков много думать над тем, как использовать его дальше. Танкетка — это небольшая гусеничная машина с противопульным бронированием, вооружённая пулемётом, огнемётом или даже безоткатным орудием вроде пушки Курчевского. Экипаж — один-два человека. Масса, как правило, до шести тонн. Первую танкетку в 1924 году построил в собственном гараже английский майор Жиффар Мартель. Классический представитель этого типа машин — британская танкетка «Карден-Ллойд Mark VI», которую выпускали с 1929 года. Другие государства разрабатывали собственные проекты на её основе. Например, Советский Союз. Здесь на базе английской сделали свою танкетку — Т-27. И приняли на вооружение ещё до окончания испытаний. Летом 1931 года комитет обороны СССР принял программу танкостроения в военное время. По ней танкетка Т-27 должна была стать основой бронетанковых сил. Реальность всё расставила по местам. У танкеток было слишком много проблем. Низкая проходимость, малый запас хода. Броня не могла защитить экипаж даже от бронебойных пуль, не говоря уже о снарядах противотанковых орудий. У них не было вращающейся башни, что затрудняло маневр огнём. Применяли танкетки большей частью в колониальных конфликтах. Их звёздный час — вторая итало-эфиопская война. В общем, танкетки довольно быстро ушли в историю, несмотря на то, что выпускались тысячами и повоевать успели немало. Многие из них доживали свой век как транспортёры боеприпасов или лёгких противотанковых пушек. Был в истории танкостроения короткий период царствования очень небольшого, но крайне эффектного класса техники — многобашенных танков. В теории, много маштабашнные танки должны были стать «чистильщиками окопов». В то время считалось, что они должны отлично справиться со стрельбой вдоль траншеи противника сразу в обе стороны, «вычищая» засевшую пехоту. Так появилось целое семейство боевых машин, причём в разных «весовых категориях». Например, лёгкие многобашенные. Весьма достойный для своего времени Виккерс 6-тонный в модификации «А» нёс две пулемётные башни, расположенные друг рядом с другом. На родине, в Англии, этот танк не оценили, но машина отлично шла на «экспорт». Она служила в армиях Польши, Финляндии, даже в Китай купили несколько штук. Ранние модели советского лёгкого танка Т-26, который разработали на основе «Виккерса», тоже были 2-башенными, с пулемётным вооружением. В «средней» весовой категории можно привести в качестве примера американский танк М1 Medium, английский Cruiser Mark I и опытный Виккерс 16-тонный. С него был срисован советский Т-28, в буквальном смысле слова. Англичане наотрез отказались продавать образец машины Советскому Союзу. Пришлось пойти на хитрость. Работникам полигона сказали, что танк уже куплен. И под этим предлогом смогли нарисовать эскизы машины... ... и немного узнать о её характеристиках. Потом данные передали советским конструкторам, которые и разработали на их основе собственный средний танк. Военным хотелось всё больше пушек и пулемётов! И чтобы всё стреляло одновременно и в разные стороны! Так среди многобашенных танков появились монстры. Германия построила три тяжёлых танка Nb.Fz — Neubaufahrzeug. Они не применялись в бою, хотя и отметились после захвата Норвегии в 1940 году. Зато на пропагандистских фото смотрелись эффектно. Хотя и не дотягивали до советского Т-35, у которого было целых пять башен! Выглядел танк мощно, но уже к середине 30-х, из-за массового распространения средств противотанковой обороны, устарел. Этот красавец тоже оказался скорее парадным, чем боевым. У многобашенных танков была масса изъянов. Сложная конструкция, огромный вес, при этом тонкая броня. Плюс большие проблемы с управлением огнём. С некоторой долей условности, последним могиканином многобашенных танков можно назвать М3 Lee. Он был разработан в 1940 году и вооружён двумя орудиями — в башне и в спонсоне. После него существование этого класса прервалось. Уже в ходе Второй мировой войны появилась разновидность бронетанковой техники, которая прожила яркую, но короткую жизнь. Штурмовые орудия. Они появились в 1940 году в Германии. Это специальные самоходные установки, задуманные для непосредственной поддержки пехоты. Они должны были наступать вместе с ней в боевых порядках. Штурмовые орудия проще по конструкции и дешевле, чем танки. Оснащались довольно мощными пушками. Могли бороться не только с пехотой противника, но и с полевыми укреплениями и бронетехникой. Немецкий StuG III — типичный представитель штурмовых орудий Шасси от Pz III, 75-мм пушка, вместо башни — боевая рубка. Штурмовые САУ создавались в разных странах, применялись они до конца Второй мировой войны и сыграли заметную роль на полях сражений. Исчезли в 50-е годы вместе с массовым распространением нового противотанкового оружия: управляемых противотанковых ракет, гранатомётов и тому подобного. В послевоенное время в мире танков произошло, можно сказать, великое вымирание классов. Остался только один. Средние и тяжёлые танки соединились в одном универсальном типе, который называется «основной боевой танк». Эта машина сочетает в себе мобильность среднего танка с бронёй и вооружением тяжёлого. Сильно изменились лёгкие танки. В наши дни они превратились в эффективных разведчиков и надёжных помощников для воздушных и морских десантных подразделений. Сколько времени существуют танки — столько продолжается их эволюция. Гладкоствольные орудия приходят на смену нарезным, комбинированная броня — на смену монолитной. Совершенствуются двигатели и приборы наблюдения, танки становятся компьютеризованными. Процесс не остановить, но в какую сторону пойдёт эволюция танков — покажет время.


Комментарии к материалу

Оставить комментарий

avatar